Томская область
<< >>
Телефоны Приёмной/Дежурной части
Загруженность подразделения, оказывающего государственные услуги
Минимальная
Средняя
Высокая

Разъяснения МВД России по отдельным вопросам законодательства Российской Федерации

Уважаемые посетители!

В данном разделе размещены разъяснения МВД России по вопросам касающихся сферы деятельности отделов внутренних дел.

 

Разъяснение по вопросу выплаты надбавки за стаж непрерывной работы в органах внутренних дел

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" издана Инструкция об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы  МВД России, утвержденная приказом МВД России от 31 декабря 2008 г. № 1192 (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2009 года, регистрационный № 13367; в редакции приказа МВД России от 20 августа 2014 г. № 713, зарегистрированного в Минюсте России 24 декабря 2014 года, регистрационный № 35353) (далее - Инструкция).

В пункте 3 Инструкции перечислены периоды, включаемые в стаж непрерывной работы, дающий право на получение процентной надбавки за непрерывную работу гражданскому персоналу подразделений системы МВД России.

Пунктом 4 Инструкции определены случаи, когда стаж непрерывной работы, дающей право на получение процентной надбавки, не прерывается, но время перерыва в этот стаж не включается.

Исходя из информации, изложенной в Вашем обращении, Вы уволились с работы в системе МВД России по собственному желанию.

Учитывая предписания, содержащиеся в пунктах 3 и 4 Инструкции, увольнение с работы в системе МВД России по собственному желанию не дает права работнику на сохранение стажа непрерывной работы.

Ответ подготовлен МВД России.

 

Является ли реализация права на получение материнского капитала путем приобретения жилых объектов недвижимости улучшением жилищных условий или обеспечением жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета?

Согласно подпункта "г" пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрены основные понятия, используемые в данном Федеральном законе, согласно которым:

дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом;

материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным Федеральным законом.

Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 9 указанного Федерального закона).

Согласно статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

С учетом изложенного средства материнского (семейного) капитала непосредственно представляются гражданам из бюджета государственного внебюджетного фонда, таким образом материнский (семейный) капитал не может быть отнесен к социальным выплатам или субсидиям, предоставленным за счет средств федерального бюджета.

При этом жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, должно учитываться при предоставлении гражданам государственного жилищного сертификата. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 2153-0.

Ответ подготовлен  МВД России и Минстроем России.

 

По вопросу, связанному с проведением внеочередной аттестации сотрудника органов внутренних дел

В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

1) при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

2) при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 Закона о службе;

3) по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:

а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел  в случае, установленном частью 6 статьи 36 Закона о службе;

б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

4) в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел внеочередная аттестация сотрудника в обязательном порядке проводится только в случае увольнения его по пункту 5 части 2 статьи 82 Закона о службе. В иных случаях увольнения внеочередная аттестация проводится по предложению уполномоченного руководителя.

Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определен приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2012 года, регистрационный
 № 23902).

Разъяснение подготовлено МВД России.

 

Особенности предоставления денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения сотрудникам, не имеющими возможности ежедневно возвращаться в жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы

Решение вопроса о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее - денежная компенсация) в отношении конкретного сотрудника относится к исключительной компетенции жилищной (жилищно-бытовой) комиссии (далее - комиссия), создаваемой приказом руководителя органа (пункт 7 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1228 (далее - Правила).

Данная комиссия должна принять решение о выплате денежной компенсации на основании представленных документов.

При рассмотрении вопроса о выплате денежной компенсации сотруднику, по нашему мнению, комиссия должна исходить из следующего.

1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда.

2. В соответствии с пунктом 2 Правил денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы.

Согласно пункту 6 Правил жилищно-бытовой комиссией, создаваемой приказом руководителя органа, в месячный срок рассматриваются рапорт и прилагаемые документы сотрудника, претендующего на получение денежной компенсации. При принятии решения по выплате денежной компенсации следует учитывать наличие у сотрудника возможности ежедневно возвращаться в жилое помещение от места службы.

При этом полагаем, что комиссия, рассматривая вопрос о выплате денежной компенсации сотруднику, может учитывать дальность расстояния жилого помещения от места службы, время, необходимое сотруднику для следования к месту службы и обратно с учетом фактического наличия и условий транспортного сообщения, режим служебного времени, а также иные обстоятельства, прямо влияющие на возможность ежедневного возвращения в жилое помещение от места службы.

3. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
№ 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон № 5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно Закону № 5242-1 не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем частью 1 статьи 2.5 КоАП за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 названной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

При этом проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации в перечне административных правонарушений, определенном частью 2 статьи 2.5 КоАП, отсутствует.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком), согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе), признается в том числе виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации.

Кроме того, статьей 18 Закона о службе установлено, что для поступления на службу гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

Установленные соответствующими нормативными правовыми актами формы указанных документов предусматривают указание в них сведений об адресе проживания (регистрации) гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел.

Основания прекращения или расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел определены статьей 82 Закона о службе, в числе которых увольнение сотрудника со службы в связи с представлением им подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел (пункт 5 части 3), грубое нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2), а также неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (пункт 7 части 2).

Разъяснение подготовлено МВД России.

 

Каков порядок принятия органами внутренних дел Российской Федерации ходатайств, жалоб и заявлений, подаваемых участниками уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования?

 

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК) установлен порядок:

заявления ходатайств (статья 120);

рассмотрения жалоб руководителем следственного органа (статья 124);

приема и фиксации заявлений о преступлении (статья 141), заявлений лиц, участвующих в следственном действии (часть четвертая статьи 166, часть пятая статьи 189, пункт 3 части четвертой статьи 190), участников уголовного судопроизводства о производстве контроля и записи переговоров (часть вторая статьи 186), а также по окончании ознакомления с материалами уголовного дела (часть четвертая статьи 217).

При отсутствии возможности передать процессуальные документы непосредственно следователю или руководителю следственного органа участник уголовного судопроизводства вправе направить или передать их в порядке, установленном Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, регистрационный № 30957, далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 124 Инструкции жалобы, поступившие в порядке статьи 124 УПК, ходатайства по уголовным делам, находящимся в производстве органов предварительного следствия и дознания системы МВД России (например, об ознакомлении с заключением эксперта, о приобщении доказательств, о дополнительном допросе лиц), регистрируются и учитываются в порядке, установленном Инструкцией.

Пунктом 28 Инструкции сотрудникам подразделений делопроизводства и режима запрещено лично принимать обращения от граждан, за исключением обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами. Однако это не исключает направление обращений посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел; официальных сайтов; факсимильной связи; федеральной фельдъегерской связи и специальной связи; дежурной части территориального органа МВД России; почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей (подпункт 27.1 Инструкции). Кроме того, к рассмотрению принимаются обращения, переданные в ходе личного приема (подпункт 27.2 Инструкции). Выемка корреспонденции из почтового ящика производится сотрудником подразделения делопроизводства и режима не реже одного раза в день (пункт 29 Инструкции).

Принятые в дежурной части органа внутренних дел непосредственно от заявителя или лица, представляющего его интересы, письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан (пункт 67 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736, зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570).

Следует учитывать, что согласно пункту 37 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления (в случае поступления обращений в день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация их производится в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями), за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Ответ подготовлен МВД России.

 

По вопросу исключения из расчета выслуги лет для назначения пенсии периода обучения до поступления на службу

Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в Российской Федерации установлен страховой принцип пенсионного обеспечения (в соответствии с Федеральным законом от  28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий).

Новой пенсионной системой, в отличие от ранее действовавшей, были предусмотрены три составляющие трудовой пенсии: базовая, страховая и накопительная части, имеющие различные источники, способы и условия формирования.

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 мая 2006 г. № 187-О решил, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (в настоящее время страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Закон № 156-ФЗ) урегулирован вопрос реализации прав в сфере обязательного пенсионного страхования лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), работающих (работавших) по трудовому договору.

Таким образом, Законом № 156-ФЗ установлены дополнительные права в области пенсионного обеспечения уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел, поскольку до его вступления в силу, указанные лица, работающие по трудовому договору, за которых их работодатели уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы, могли воспользоваться этими взносами только при переходе на пенсионное обеспечение в территориальные органы названного фонда по достижении соответствующего возраста с отказом от пенсионного обеспечения по Закону.

Помимо этого, в связи с вступлением в силу Закона № 156-ФЗ ни в статью 18 Закона, ни в изданное во исполнение данной статьи постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не были внесены какие-либо дополнительные изменения, предусматривающие иной (специальный) порядок учета периодов службы, работы и иной деятельности при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом для последующего исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).

Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам, а также Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2005 г. № 6782), при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом в выслугу лет для назначения данного вида пенсии подлежат включению все, а не какие-то выборочные, соответствующие периоды службы, работы и иной деятельности, о чем в соответствии с данной Инструкцией кадровым, а не пенсионным органом составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, с которым увольняемое лицо знакомится под личную роспись.

В связи с этим пенсионные подразделения МВД по республикам, ГУ МВД России, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации строго руководствуются расчетом выслуги лет при заполнении справки установленного образца для последующего предоставления ее лицом, имеющим право на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Учитывая изложенное, правовых оснований для заполнения указанной справки без учета каких-либо периодов военной службы (службы), работы и иной деятельности (их части), правомерно учтенных в расчете выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, не имеется.

Правоприменительная практика по данному вопросу нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 166-О-О и пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

Разъяснение подготовлено МВД России.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России